12 | 12 | 2017

Развитие речи у детей

Развитие речи

В развитии речи выделяется несколько этапов:

1.Подготовительный этап - гуление, свирель и лепет.

Начинается с 1,5 месяцев. Гуление - а-аа, е-ее - произношение гласных букв. Гуление кратковременное, всегда на фоне оживления и радостного состояния.

В 2-3 месяца появляется гуление с произношением не только гласных, но и согласных звуков - гу, ши, бу. Гуление свидетельствует о хорошем самочувствии и положительном эмоциональном настрое ребенка.

В 4-5 месяцев появляется певучее гуление или свирель, когда ребенок произносит различные звуки в разной тональности: а-а-а-а-у-у-у-у-о-о-о.

В 7 месяцев у ребенка возникает лепет, т.е. произношение во время гуления отдельных слогов: ба, ма, да-да-да. Однако ребенок не связывает произносимые слоги с определенными людьми или действиями.

2. Этап возникновения «сенсорной» речи.

Начинается в 7-8 месяцев. Под сенсорной речью понимается способность ребенка связывать слышимое слово с конкретным образом или предметом, т.е. понимание отдельных элементов речи взрослого. Критерием начала этого этапа является реакция ребенка на вопрос «где?». Ребенок на просьбу машет рукой, хлопает в ладоши. Лепет становится богаче, обогащается интонациями.

Ребенок выполняет ряд просьб, понимает несколько десятков слов. Понимает слово «нельзя», «надо».

3. Этап возникновения моторной речи.

В 10-11 месяцев ребенок произносит первые слова и связывает данные слова с конкретными людьми или действиями. К году ребенок произносит 10-12 слов. К 1,5 годам речь обогащается незначительно - 30-40 слов. К этому возрасту ребенок понимает уже целые предложения. К 2 годам ребенок произносит 200-300 слов, в речи возникают простые предложения. К концу 2 года - предложения из 3-4 слов. С этого возраста начинается формирование суждений, и речь занимает ведущее место среди способов общения ребенка с окружающими людьми. Девочки обычно овладевают моторной речью раньше, чем мальчики.