12 | 12 | 2017

Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста

Проводится двумя способами:

1. По данным анамнеза - врач выясняет, в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводится по указанной ранее схеме. Таким образом, выясняется, как ребенок развивался до момента осмотра.

По результатам объективного обследования нервно-психического развития на момент обследования. Врач обследует, что умеет делать ребенок.

Например, если ребенку 5 месяцев, то следует проверить следующее:

-умеет ли ребенок переворачиваться с живота на спину и наоборот (следует попросить маму положить ребенка на живот и оценить способность ребенка перевернуться на спину);

-дать ребенку в руку игрушку и проверить, хорошо ли он ее схватывает и проводит ли с ней примитивные манипуляции;

-умеет ли ребенок внимательно рассматривать игрушку;

-наличие положительной эмоциональной реакции ребенка на голос мамы и отрицательной - на голоса незнакомых людей;

-умеет ли ребенок произносить длительно гласные звуки.

Затем на основании полученных данных следует оценить нервно-психическое развитие ребенка на момент осмотра. Например, если ребенку 5 месяцев, а он выполняет навыки на возраст 3 месяца, то это  расценивается как задержка развития этих навыков на 2 эпикризных срока.

Рекомендуем следующие критерии оценки нервно-психического развития (данные критерии используются в областном специализированном Доме ребенка г.Донецка):

-отклонения в нервно-психическом развитии ребенка на 1 эпикризный срок является допустимым - норма;

-отклонение от 1 до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития;

-отклонение от 2 до 3 эпикризных сроков расценивается как отставание в развитии;

-отклонение более, чем на 3 эпикризных срока расценивается как глубоко отставание в развитии.

При этом возможно отклонение в развитии по отдельным направлениям.

Например, возможна задержка предречевого и речевого развития на фоне адекватного (нормального) развития моторных навыков, слухового и зрительного анализаторов. Это отражается в диагнозе.

Например: «задержка предречевого развития на 2 эпикризных срока» или «отставание в речевом и эмоциональном развитии на 3 эпикризных срока».

Если отмечается отклонение в развитии по всем направлениям, используется термин «задержка нервно-психического развития». Если параллельно отмечается задержка и физического развития, возможно использование термина «задержка всех видов развития».