12 | 12 | 2017

План обследования нервной системы и оценки нервно-психического развития у детей

І. Возможные жалобы:

-головная боль (локализация, интенсивность, периодичность, время и причины возникновения, связь с другими симптомами);

-головокружение (выраженность, периодичность, продолжительность, связь с положением тела, сочетание с тошнотой, шумом в ушах, потерей равновесия, нарушением сознания);

-слабость, недомогание (степень выраженности, время возникновения, сочетание с другими неврологическими симптомами);

-нарушение чувствительности (болевой, температурной, тактильной);

-задержка развития (психомоторного, речевого, эмоционального);

-ослабление памяти;

-расстройство сна (бессонница, тревожный сон, нарушение засыпания, сноговорение, снохождение);

-изменение речи (дизартрия, анартрия, скандированная речь, мутизм, заикание, алексия);

-изменение настроения и поведения (ровное или неустойчивое, раздражительность, плаксивость, эмотивность, склонность к аффектам, безразличие к окружающему);

-расстройство сознания (ступор, сопор, кома);

-судороги (общие или местные, локализация, характер - тонические, клонические, клонико-тонические, сопутствующие неврологические симптомы - нарушение сознания, головная боль, ретроградная амнезия и др.);

-гиперкинезы и спазмы мышц (локализация, периодичность появления, характер: гемибаллизм, миоклонии, тики, атетоз, торсионный спазм, блефароспазм, лицевой пара- и гемиспазм, писчий спазм, икота, тремор);

-тошнота, рвота (периодичность, частота, связь с другими симптомами);

-мышечная слабость (каких мышц, время возникновения);

-парезы, параличи (локализация, время возникновения);

-нарушение координации движений (походки, письма, приема пищи и др.);

-вегетативные и вегетативно-трофические расстройства (нарушение терморегуляции, потоотделения, деятельности сердечно-сосудистой системы -дистонии и др., пищеварения и т. д.);

ІІ. Осмотр.

1.Осмотр головы:

-форма и размеры черепа;

-соотношение размеров головы (высоты) и общей длины тела

-состояние черепных швов и родничков (см. нервную систему)

-наличие дефектов и повреждений головы (родовая опухоль, кефалогематома и др.)

-наличие уродств (анэнцефалия, микроцефалия, мозговые грыжи, дефекты костей черепа)

2.Выражение лица (амимичное, маскообразное, сонливое, напряженное)

3.Положение больного в постели и поза при стоянии (общий вид больного, осанка, положение рук и ног, поза во время сна)

4.Признаки дизэмбриогенеза (малые аномалии развития).

Наличие данных признаков (стигм) дизэмбриогенеза свидетельствует о наличии определенных «вредностей», которые влияли на развивающийся плод и привели к определенным структурным изменениям - аномалиям. Эти же «вредности» могли повлиять и на развитие клеток головного мозга, которые наиболее чувствительны к гипоксии. Именно поэтому при осмотре ребенка раннего возраста оценивается наличие следующих стигм дисэмбриогенеза:

а)голова:

-микроцефалия

-гидроцефальная форма черепа

-диспластическая форма головы

б)лицо:

-расширенное переносье (гипертелоризм)

-аномальная форма ушных раковин

-низкое расположение ушных раковин

-эпикант (третье веко)

-микрофтальм 

-страбизм (косоглазие)

-катаракта

-голубые склеры

-антимонголоидный разрез глаз

-экзофтальм

-высокое небо

-рыбий рот

-хоботкообразная форма губ

-аномалии прикуса

-диспластический рост зубов

-большая уздечка языка

-короткая уздечка языка

-искривление носовой перегородки

-асимметрия лица

в)верхние конечности:

-увеличение кожных межпальцевых складок

-поперечная борозда на ладони

-брахидактилия

-варусная девиация мизинца

-увеличение V пальца рук

г)нижние конечности:

-плоскостопие

-непропорционально длинные пальцы

-укорочение пальцев ног

-сандалевидная щель

-расхождение промежутков между пальцами

-нахождение друг на друга I и II пальцев ног

-искривление V пальцев ног

д)шея и туловище:

-короткая шея

-крыловидные кожные складки на шее

-аномалии грудной клетки

-расхождение прямых мышц живота

-широкое пупочное кольцо

-грыжи

-крипторхизм.

III. Исследование рефлексов новорожденных.

IV. Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (в скобках указаны средние сроки появления навыков у здоровых детей).

1.Моторно-статическое развитие:

-удерживание головы (2 месяца)

-переворачивание со спины на живот (4 - 5 месяцев)

-переворачивание с живота на спину (5 - 6 месяцев)

-самостоятельное сидение (6 месяцев)

-зрелое ползание (7 - 8 месяцев)

-стояние с опорой (8 - 9 месяцев)

-стояние самостоятельное (10 - 11 месяцев)

-ходьба с поддержкой за руки (10 - 11 месяцев)

-ходьба самостоятельная (12 месяцев)

2.Целенаправленная моторная деятельность:

-активное схватывание предметов и примитивные манипуляции с ними (5 -6 месяцев)

-перекладывание предметов из одной руки в другую, протягивание рук близким, хлопанье в ладоши (7 - 8 месяцев)

-примитивная игровая деятельность (9 - 10 месяцев)

-разнообразные манипуляции с предметами, контакт со сверстниками (11-12 месяцев)

3.Зрительный анализатор:

-фиксация взгляда (2 недели)

-слежение за яркими предметами (3 недели)

-внимательное рассматривание предметов (4 - 5 месяцев)

-узнавание знакомых лиц (6 - 7 месяцев)

-наблюдение за взрослыми, реакция на мимику и жесты (9 - 10 месяцев)

-узнавание многих предметов по картинке (11 - 12 месяцев)

4.Слуховой анализатор:

-положительная эмоциональная реакция на голос (2 - 3 месяца)

-узнавание голосов близких, реакции на интонации голоса (4 - 6 месяцев)

-понимание обращенной речи (9 месяцев)

-выполнение простых словесных инструкций (10 месяцев)

5.Речь:

-гуление (2 месяца)

-большая протяженность гласных звуков - свирель (4 месяца)

-произношение слогов - лепет (7 - 8 месяцев)

-произношение отдельных слов (9 - 10 месяцев)

-попытки связать два слова в фразу (18 - 20 месяцев) 

-многословные фразы, придаточные предложения (3 года)

-длинные фразы, монологи (4 - 5 лет)

V .Исследование рефлексов со слизистых оболочек, кожных, сухожильных и надкостничных.

Оценивается выраженность и симметричность рефлексов

-зрачковый (средний мозг, II, III пара черепно-мозговых нервов);

-корнеальный (мост, V,VII пара);

-мандибулярный (мост, V пара);

-глоточный (продолговатый мозг, IX,X пара);

-запястно-лучевой (С5 - С6);

-с двуглавой мышцы плеча (С5 - С6);

-с трехглавой мышцы плеча (С6 - С7);

-брюшные:

-верхний (Th7 - Th9);

-средний (Th8 - Th10);

-нижний (Th11 - Th12);

-кремастерный (L1 - L2);

-коленный (L2 - L4);

-ягодичный (L4 - L5);

-ахиллов (L5 - S2);

-подошвенный (L5 - S2);

-анальный (S5).

VI. Оценка менингеальных симптомов:

-поза ребенка (наличие позы «легавой собаки»);

-наличие светобоязни, гиперестезии;

-напряжение брюшных мышц;

-ригидность мышц затылка;

-симптом Кернига;

-симптомы Брудзинского (верхний, средний, нижний);

-симптом Лесажа.