12 | 12 | 2017

Симптомы поражения нервной системы у детей.

Головная боль - наиболее частая жалоба детей, страдающих заболеваниями нервной системы. При этом необходимо установить причину головных болей, которые могут быть:

1)циркуляционные - при расстройстве крово- и ликворообращения;

2)механические - при объемных внутричерепных процессах;

3)токсические - при общих инфекциях;

4)рефлекторные - при заболеваниях глаз, ушей и других органов;

5)психогенные - при неврозах.

Судороги - непроизвольные сокращения скелетных мышц.

По характеру различают судороги тонические и клонические.

Тонические судороги - мышцы сокращаются на определенное время без фазы расслабления. Ребенок (или части тела) как бы «застывает» в определенной позе.

Клонические судороги - фаза сокращения сменяется фазой расслабления многократно. При этом ребенок или части тела как бы «дергаются».

Существует точка зрения, что тонические судороги могут возникать при наличии застойного очага возбуждения в подкорковых структурах, клонические - при наличии застойного очага возбуждения в структурах коры головного мозга.

По локализации судороги могут быть локальные (местные) и общие (генерализованные).

Основные причины судорог у детей:

1)наличие застойного очага возбуждения (при эпилепсии, эпилептиформные судороги);

2)гипокальциемия (при спазмофилии);

3)гипогликемия (при передозировке инсулина на фоне сахарного диабета);

4)фебрильные судороги (на фоне высокой температуры тела);

5)аффективно-респираторные пароксизмы - задержка дыхания на вдохе, цианоз и судороги на фоне эмоциональной лабильности со склонностью к демонстративности.

К синдрому нарушения сознания относятся сомнолентность, ступор, сопор, кома.

Сомнолентность - постоянная слабость, сонливость, но сон наступает на короткие периоды, поверхностный. Вместо плача и крика - тихий стон, реакция на осмотр, пеленание слабая. Кожная чувствительность и сухожильные рефлексы снижены.

Ступор - состояние оцепенения, из которого больной выходит тяжело, после энергичного беспокойства. Рефлексы снижены.

Сопор - глубокий сон, ребенка невозможно разбудить. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются трудно и непостоянно. Реакция на боль незначительная. Сохранены роговичный, зрачковый рефлексы, глотание.

Кома - отсутствие сознания с полной утратой восприятия окружающей действительности и самого себя.

Выделяют стадийность или степени выраженности комы.

Кома-I. Неоткрывание глаз. Некоординированные защитные движения.

Сохранность зрачковых рефлексов.

Кома-II. Отсутствие защитных движений на боль, отсутствие зрачковых рефлексов. Сохранность спонтанного дыхания и сердечной деятельности.

Кома-III. Грубые расстройства дыхания, артериальная систолическая гипотензия ниже 60 мм рт. ст., фиксированный мидриаз и неподвижность глазных яблок.

Олигофрения - это задержка психомоторного развития, обусловленная внутриутробным поражением плода или возникающая в первые три года жизни. Если задержка психического развития носит приобретенный характер и возникла после 3 лет жизни - деменция.

Различают 3 степени олигофрении.

Дебильность характеризуется запаздывающим развитием речи, недостаточной аналитической способности, нарушением абстрактного и логического мышления, неспособности выражать свои мысли из-за плохой артикуляции и бедного словарного запаса, ограниченной возможностью адаптации в новой обстановке. Дети не успевают в обычной школе, однако такой ребенок может быть старательным, ориентироваться в жизненных ситуациях. Усиленные занятия в специальных школах и хорошо поставленное профессиональное обучение могут помочь таким детям овладеть каким-нибудь несложным делом, и таким образом, подготовить к самостоятельной жизни.

Имбецильность - крайне ограниченная способность к обучению, недостаточная для самостоятельной жизни в будущем. Однако при адекватном уходе и постоянной опеке, при посещении специальных школ дети могут выполнять простейшие работы. Умственное развитие незначительное, способность выражать свои мысли ограничена.

Идиотия - крайняя степень задержки психического развития. Эти дети могут научиться говорить лишь обрывки слов, достаточными для понимания близкими людьми. Они абсолютно не способны к обучению. Многие из них не могут самостоятельно есть и не владеют простейшими навыками опрятности.

Поэтому таким детям нужен постоянный уход.