13 | 12 | 2017

Чернышева О.Е.

Нервная система регулирует жизнедеятельность организма, обеспечивая

координированную деятельность органов и систем. Основная функция нервной

системы - объединение и регуляция разных физиологических процессов в

соответствии с переменными условиями внешней и внутренней среды.

Усложнение всех форм нервной деятельности идет постепенно, однако каждый

возрастной период ребенка характеризуется качественно новым этапом

развития его как личности. В каждом возрастном периоде детского организма

есть критерии, которые определяют границы между нормой и патологий. В

связи с развитием высших отделов центральной нервной системы (ЦНС)

безусловные рефлексы уступают место более тонким, дифференцированным

реакциям. Задержка обратного развития рефлексов раннего детского возраста

свидетельствует о патологии нервной системы, равно как и "возвращение их".

Умение распознать патологию ЦНС расширяет диапазон клинического

мышления врача, его диагностические возможности, позволяет выбрать

рациональный план обследования, лечения, профилактики. Знание этой темы -

неотъемлемая часть знаний-умений при следующем изучении частной

патологии на кафедрах детской неврологии, неонатологии, детских

инфекционных заболеваний.

Нервная система осуществляет координацию физиологических и

метаболических процессов, происходящих в различных органах и тканях, а

также при ее посредстве устанавливается связь организма в целом с

окружающей средой.

Закладка нервной системы происходит на первой неделе

внутриутробного развития из наружного зародышевого листка (эктодермы) в

виде медуллярной пластинки, которая сначала превращается в желобок, а затем

в медуллярную трубку. Передний ее конец на 2 неделе внутриутробного

развития утолщается. В результате роста передней части медуллярной трубки

на 5-6 неделе образуются мозговые пузыри, из которых в последующем

формируются 5 частей головного мозга:

-два полушария, связанных мозолистым телом;

-промежуточный мозг;

-средний мозг;

-мостомозжечок;

-продолговатый мозг.

Наиболее интенсивно деление нервных клеток происходит на 10-18

неделе внутриутробного развития. Этот период считается критическим в

развитии мозга, так как действие любого тератогенного фактора может вызвать

патологию развития.

Различные отделы головного мозга имеют свои темпы развития. Так,

внутренний слой мозговых пузырей растет медленней, чем корковый, в

результате чего образуются складки и борозды. Развитие мозжечка начинается

сравнительно поздно.

Головной мозг ребенка значительно отличается от головного мозга

взрослого человека.

К моменту рождения головной мозг ребенка больше относительно массы

тела, чем у взрослого. Так, у новорожденного масса мозга составляет 1/8 - 1/9

массы тела, в то время как у взрослого - 1/40 от массы тела. К моменту

рождения у ребенка сформировано только 25% нервных клеток, к 6 месяцам -

66%, к году - 90-95%.

Головной мозг ребенка отличается тем, что крупные борозды и извилины

хорошо выражены, но имеют малую высоту и глубину. Мелких борозд

относительно мало и они появляются после рождения. Размеры лобной доли

относительно меньше, чем у взрослого, а затылочной - больше. Мозжечок

развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий

и поверхностными бороздами. Боковые желудочки относительно велики. Белое

вещество плохо дифференцировано от серого. Это объясняется тем, что

нервные клетки лежат не только близко друг к другу, но и располагаются в

значительном количестве в пределах белого вещества. Кроме того, практически

отсутствует миелиновая оболочка.

Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному

росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности

дендритов, образованию межневральных синапсов.

Темп развития нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше

ребенок. Особенно энергично он протекает в первые три месяца жизни.

Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора

головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

Окончательная миелинизация нервных волокон происходит к 30-40 годам.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется

богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после

рождения. Однако отток крови от головного мозга у детей первого года жизни

отличается от такового у взрослых, так как диплоические вены образуются

лишь после закрытия родничков. Это способствует большему

аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных

заболеваниях. Кроме того, у детей первого года жизни выражена

проницаемость гематоэнцефалического барьера. Эти причины создают условия

для более частого возникновения токсических форм инфекционных

заболеваний у детей раннего возраста.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая,

сращена с костями основания черепа, венозные пазухи тонкостенны и

относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки у

новорожденных тонки. Субдуральное и субарахноидальное пространства

уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мезга, - относительно

велики. Сильвиев водопровод шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и

химический состав мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается

содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной мозг. Шейное и

поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и

начинают контурироваться после 3 лет жизни. Длина спинного мозга

увеличивается медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец

спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при

выполнении спинномозговой пункции, чтобы не повредить вещество мозга.

Формирование двигательной активности у ребенка имеет свои

закономерности. Движения новорожденного ребенка хаотичные,

генерализованные, нецеленаправленные. Отмечается гипертонус мышц-

сгибателей, который в норме исчезает к двум месяцам. Отмечается светобоязнь,

нистагм (непроизвольные быстрые ритмические движения глазных яблок).

На 2-3 неделе развития начинает формироваться координация. Сначала

ребенок фиксирует взгляд на ярком предмете на 2-5 сек, затем к концу 1 месяца

следит за движущейся игрушкой, поворачивая голову, что свидетельствует о

начале развития координации шейных мышц.

В 1 месяц исчезает нистагм и ребенок уже плавно следит за движущимся

предметом.

В 1,5 месяца ребенок начинает удерживать голову. Затем развиваются

координированные движения рук. Это приближение рук к глазам, носу,

потирание глаз, а позднее поднимание рук над лицом и разглядывание их.

В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову в положении на животе и

в вертикальном положении.

В 3-3,5 месяца ребенок начинает ощупывать свои руки, перебирать

пальцами края пеленки, одеяла. В этот же период начинают формироваться целенаправленные движения, поэтому на расстоянии вытянутой руки над

ребенком подвешивают игрушки. Ребенок вначале начинает удерживать

игрушку, которую дал ему взрослый, двумя руками, а затем постепенно

начинает делать попытки и активно захватывать ее руками. Лишь только с 5

месяца протягивание руки и хватание предмета напоминает таковые движения

взрослого. Но при этом ребенок делает массу нерациональных движений.

Хватательные движения сопровождаются параллельными движениями второй

руки, при этом еще возникают движения ног, туловища и открывание рта.

Захват предмета происходит вследствие прижатия пальцами предмета к ладони.

В 9-10 месяцев отмечается ножницеобразное хватание предмета посредством

смыкания большого и 2-3 пальцев по всей длине. С 12-13 месяцев -

клещеобразное хватание с использованием концевых фаланг большого и

указательного пальцев.

На 4-5 месяце развивается координация движения мышц спины, что

проявляется переворачиванием ребенка со спины на живот, а затем в 5-6

месяцев - с живота на спину.

На 6 месяце ребенок начинает самостоятельно сидеть, что

свидетельствует о развитии координации ног.

В 7-8 месяцев ребенок ползает с перекрестным движением рук и ног.

В 8-9 месяцев стоит в манеже, держась за опору, и переступает в манеже.

В 9 месяцев ребенок переступает при поддержке за две руки, затем за

одну руку, и около 1 года начинает самостоятельно ходить. Нормальные сроки

начала самостоятельной ходьбы - от 10-11 месяцев до 1 г 4 мес.

Зрелая походка устанавливается только к 4-5 годам. Сначала ребенок

ходит, широко расставив ноги, стопы направлены в стороны, ноги согнуты в

тазобедренных и коленных суставах, позвоночник в верхней части согнут

кпереди. Руки вытянуты вперед для сокращения расстояния, потом согнуты и

прижаты к груди для страховки при падении.

В 2-2,5 года ребенок ходит почти не сгибая ног.

В 4-5 лет - правильная походка с синхронным движением рук.  далее